Меры по увеличению ликвидности денежного рынка, анонсированные монетарными властями, пока не имели должного позитивного эффекта, отмечают аналитики по долговым рынкам НОМОС-БАНКа. «Ставки значительно сузившегося межбанка лишь с большой долей условности могут выполнять свою традиционную функцию ориентира текущих потребностей его участников», говорится в еженедельном обзоре долговых рынков «От слова к делу ...», опубликованном 21 октября. Ситуацию усугубляли наступающие налоговые выплаты, суммарный объем которых, - по нашим оценкам, в октябре он может составить до 900 млрд руб. с учетом рассрочки по НДС, - выглядел просто катастрофическим для системы», - отмечают аналитики НОМОС-БАНКа.
В связи с этим еще в конце сентября ЦБ и Минфин приступили к разработке механизмов поддержки, которые должны были способствовать притоку в финансовую систему более 1 трлн рублей до конца года. Однако, большая их часть обладала отложенным эффектом. На днях ЦБ перешел к комплексу "мер быстрого реагирования", в частности, предложив рынку инструмент беззалоговых аукционов, а также ужесточив свою валютную политику.
Ключевым вопросом в этой связи остается целевое назначение полученных банками средств – пойдут ли они «на укрепление собственного бизнеса или на различные спекулятивные стратегии»? По мнению авторов обзора, действия ЦБ, который сначала увеличил ставку по валютным свопам с 8 до 10%, а затем и вовсе ввел ограничения на объемы средств, предоставляемых кредитным организациям по таким операциям, ограничивают простор для всякого рода «маневров». Эффект от данной стратегии стал заметен уже в понедельник, отмечают аналитики НОМОС-БАНКа. Банки, державшие значительные валютные позиции, созданные за счет операций «своп», не смогли их рефинансировать с использованием, привычного инструмента, что в итоге привело к массовому спросу на рубли, «скачку» ставок МБК и непродолжительному укреплению рубля относительно бивалютной корзины.