Главная  |  Новости  |  Новости банковского рынка

30.11.2012

Банки признаются, что кредитование розничной торговли – очень выгодное дело

В последнее время российские банки, не смотря на жесткую конкуренцию за своих корпоративных клиентов, стараются все больше обращать внимание на сегмент розничной торговли. Специалисты отметили, что он способен приносить ежегодно прирост к бизнесу около 20%. При этом самый устойчивый рост кредитования ритейлеров наблюдается только последние годы. С каждым днем это условие  становится все больше и больше привлекает внимание многих банков.
Банк «Уралсиб» в этом году выдал кредитов компаниям розничной торговли на сумму более 10 миллиардов рублей. При этом большая часть заемщиков были крупные федеральные сети. Чтобы удержать свою позицию, банку помогали и региональные ритейлеры.
Как рассказал Александр Афонин, главный исполнительный директор корпоративного бизнеса банка «Уралсиб», уже с начала 2012 года и по настоящее время прирост объема кредитного портфеля ритейла составил в среднем 45%. Но до конца года эта сумма может еще немного подрасти, так как динамика розничной торговли обладает ярко выраженной сезонностью – она приходится, в основном, на конец года. Сегодня локомотивы роста кредитного портфеля – это продовольственная розничная торговля, одежда и обувь.
В 2012 году российские банки профинансировали различные розничные торговые сети на сумму около 600 миллиардов рублей – сделали подсчет в банке «Уралсиб». При этом динамика объема кредитования розничной торговли в последние годы превышает динамику рынка корпоративного кредитования. В минувшем году разница между этими видами кредитов была 9%, а уже в этом году – 5%.
«Кредитование ритейлеров на самом деле развивается опережающими темпами. В основном, это происходит из-за того, что темпы роста объема кредитования прочих корпоративных клиентов стали снижаться.  Именно поэтому хороших корпоративных клиентов – именно с точки зрения возможности кредитования, в настоящее время не так уж и много. За таких клиентов банки могут устраивать борьбу», - рассказывает Вячеслав Андрюшкин, зампред СДМ Банка.
Сегодня розничные торговые сети – это довольно продуктоемкие и самые привлекательные для банков клиенты, так как кроме простых банковских кредитов им также можно предложить и другие банковские услуги. Сюда относится инкассация или эквайринг.
Доход от этого также часто влияет на величину кредитной ставки для ритейлера – причем, в сторону понижения. Вместе с этими продуктами многие крупные банки организуют еще и кобрендинговые программы лояльности. Что примечательно, спрос на них вместе с крупными сетевыми игроками в основном возникает у торговых сетей среднего сегмента.
«Со стороны различных торговых компаний есть довольно высокий и устойчивый спрос на кредиты. Понятное дело, что это выгодно ведь люди всегда будут хотеть одеваться, поэтому многие банки и практикуют кредитование розничных сетей», - говорит Кирилл Жуков-Емельянов, член правления ЮниКредит Банка.
Но привлекать средства на инвестиционные проекты, а также на оборотный капитал эксперты советуют ритейлерам только в тех банках, где есть отраслевая экспертиза, так как именно в этих банках потребности клиентов будут поняты в большей степени, что, естественно, отразится на различных условиях кредитования.