Главная  |  Статьи

12.12.2012

Затратный декабрь

 

В декабре по причине новогодних покупок расходы населения по кредитным картам должны возрасти, тем самым установив новый рекорд. В последнем месяце уходящего года среднестатистический держатель кредитной карты, по прогнозам аналитиков, должен потратить двадцать одну тысячу рублей, что немного больше, чем обычно. Помимо этого, должен быть зафиксирован еще один рекорд – в декабре доля снятия наличных средств, прогнозировано, снизится до минимальной отметки. 

Аналитики «Ситибанка» провели анализ данных о покупках по кредитным картам пятисот тысяч своих клиентов, среди которых мужчины и женщины в возрасте от двадцати двух лет, имеющие ежемесячный доход от девяти тысяч рублей. При этом было выявлено несколько основных тенденций. 

Декабрь, по традиции последних нескольких лет, обещает стать самым затратным месяцем, несмотря на бурный рост суммы расходов по кредитным картам, который наблюдался на протяжении всего года. По данным, которыми располагает «Ситибанк», с начала этого года объем трат по кредитным картам возрос до двадцати семи процентов. Если в первом месяце уходящего года среднестатистические клиенты банка расплачивались своими кредитками на сумму в пятнадцать тысяч рублей, то уже в ноябре данная сумма возросла до девятнадцати тысяч. Плавно расходы росли на протяжении всего года, пока в сентябре не случился резкий всплеск. Траты в начале осени выросли в среднем на три тысячи рублей. По мнению аналитиков, такая тенденция связана  с увеличением расходов, связанных с началом учебного сезона в школах. 

Специалисты из «Ситибанка» полагают: «Сейчас у граждан уже есть одной или больше карт, они несут определенную задолженность, поэтому к праздникам начинают готовиться заранее».

Декабрьский всплеск затрат, прогнозировано, должен произойти по причине Нового года. Согласно прогнозам, средний уровень расходов держателей кредитный карт должен превысить двадцать одну тысячу рублей на человека. «Новогодняя инфляция» при этом составит четыре тысячи рублей. В прошлом году средний размер декабрьских затрат достиг отметки в семнадцать тысяч рублей. Для сравнения: в 2010 году держатели карт тратили в декабре по тринадцать тысяч рублей на одного человека.

Стоит отметить, что прослеживается довольно-таки интересная закономерность. Столичные жители под Новый год должны потратить гораздо больше, чем обычно. При этом петербуржцы должны выйти на уровень трат москвичей, который был отмечен в прошлом году. Жители иных городов-милионников либо достигнут уровня трат москвичей в 2010 году, либо немного превысят его.   

Ежегодный рост новогодних затрат подтвердили и другие исследования. Например, по данным ВЦИОМ, россияне в 2006 году потратили сумму, которая равна 3975-ти рублям. Спустя пять лет, сумма возросла до шести тысяч. 

Еще одним интересным трендом является то, что все больше россиян начали отказываться от бумажных денег. Согласно прогнозам «Сити», доля снятия наличных должна сократиться до рекордных значений по сравнению с показателями 2007 года – более чем в два с половиной раза. 

Такая тенденция связана, главным образом, с растущей популярностью интернет-магазинов. В декабре общий объем покупок в Сети вырастет на 56 процентов по сравнению с прошлым годом. При этом средний размер покупки должен составить четыре с половиной тысячи рублей, что в пять раз больше, чем 5 лет назад. 

Стоит отметить такой интересный факт, что траты людей, совершающих интернет-покупки, в среднем выше, нежели у людей, не пользующихся интернетом. Например, в уходящем году онлайн-покупатели в виртуальной реальности потратят двадцать пять тысяч рублей, а любители офлайна – двадцать тысяч в обычной реальности. 

Впрочем, вкусы россиян перемена места шопинга не меняет. Самые популярные категории новогодних трат остаются неизменными, заявляют аналитики из «Ситибанка». 

В этом году по прежнему должны остаться популярными детские игрушки и алкогольные напитки. Они будут лидировать в перечне новогодних покупок. Продажи алкогольных напитков должны увеличиться на шестьдесят процентов, а игрушек – на десять процентов. 

Если же анализировать, какие из магазинов станут самыми популярными, то это будут магазины одежды и продуктов. В супермаркетах покупатели потратят одиннадцать процентов от всего объема затрат, а в продуктовых магазинах – девять процентов. Помимо этого, весьма популярной статьей расходов станет бронирование гостиниц и оплата авиабилетов. 

Декабрьские затраты семейных людей должны превысить на четыре тысячи объем затрат граждан без семьи. 

Аналитики констатируют тот факт, что, несмотря на возрастание трат россиян, уходить в минус они не собираются. «Несмотря на то, что расходы по кредитным картам растут самыми большими темпами в году, люди пользуются карточками чаще и пробуют новые магазины, они верят, что в новый год надо входить не обремененными долгами, и стараются как можно скорее погасить создавшуюся задолженность. В предновогодних покупках в полной мере проявляется исключительное отношение россиян к этому празднику», - прокомментировал результаты исследования Юрий Топунов, руководитель управления кредитных карт в «Ситибанке». 

Эксперты полагают, что увеличение декабрьских расходов легко объяснить. «В декабре доходы россиян всегда увеличиваются — за счет премий, бонусов, тринадцатой зарплаты и так далее. Соответственно, появляется возможность больше тратить. Зато в январе традиционно наблюдается провал», — поясняют аналитики. 

Но нельзя распространять результаты упомянутого исследования на всех россиян, поскольку у «Ситибанка» клиенты специфические. Ими являются люди, которые самостоятельно приняли решение завести себе карты. Поэтому среди них отмечается рост безналичных расчетов. Однако по всей России до сих пор невелик процент пользователей картами. 

«Доля людей, рассчитывающихся с помощью карт, не превышает 5% от всех владельцев карт. Основная масса россиян все еще предпочитает снимать зарплату с карточки и расплачиваться наличными. В 2011 году пластиковые карты были примерно у половины россиян, но только 47% проводили безналичные расчеты», — отметили представители «Ситибанка».

Эксперты называют среди основных причин отказа от пластика финансовую неграмотность, дискомфорт при пользовании, а также неразвитую инфраструктуру. 

Этот вывод можно назвать объективным, поскольку даже в больших городах не везде принимают пластиковые карты. Согласно информации компании «2 ГИС», самый «безналичный» российский город – это Сургут. Однако и там рассчитаться при помощи карты можно только в каждом четвертом из магазинов. Вопреки ожиданиям, столица даже не входит даже в десятку городов, удобных для держателей карт. Однако столица – это лидер по абсолютному количеству тех организаций, которые принимают к оплате банковские карты. В Москве сорок три тысячи  предприятий готовы рассчитать клиентов при помощи карты.