Главная  |  Статьи

23.06.2008

Один день с «черным» брокером

Журналист попросил руководителя небольшого брокерского агенства рассказать о тонкостях своей работы и на практике увидеть, как работают "черные брокеры", помогая самым безнадежным заемщикам получить в банке необходимый кредит. Теоретически, "черные брокеры" занимаются тем же, что и работающие полностью законно - подбирают клиенту наиболее подходящий банк, программу кредитования, оформляют необходимые документы и отправляют их в банк...

Первое, что я узнал от менеджера небольшого брокерского агентства Олега, когда пришел к нему в квартиру, одновременно служащую и офисом – то, что «черные» брокеры постепенно «белеют». Кризис ликвидности негативно сказался на работе не только банков, но и тех, кто их обманывает. И, если еще год назад нелегальным брокерам было, где развернуться, то сейчас они готовятся к переходу на легальный рынок ипотеки.

- Деньги те же, связи те же, зато отсутствие проблем гарантированно, – резюмировал свой рассказ Олег.

Незначительные отличия

Услуги, которые предлагают черные брокеры населению, мало чем отличаются от услуг официальных брокеров. Они подбирают подходящий клиенту банк, кредитный тариф, оформляют документы и отправляют их в банк. С одной оговоркой, делается все это через знакомых.

- Вот смотри. Этому мужику срочно нужны сто пятьдесят тысяч. У него нет ни 2НДФЛ, ни работы, ни собственности. Просто жил себе мужик, и нужны ему стали деньги, - говорит Олег. – Я нахожу в списке банк, который выдает такие деньги. Выбираю одну из наших фирм, где делают справку о доходах.

Олег достает из стопки папку с названием организации, вынимает из папки справку и звонит по двум номерам. Первый звонок адресован сотруднику банка, второй подставной утке из мнимого отдела кадров, куда должны будут позвонить сотрудники службы безопасности.
Мы собираемся, чтобы встретиться с «мужиком, которому нужны деньги» и отправиться с ним в отделение банка сдавать документы.

- Это как игра. Банки не ловят нас, потому что получают от нас клиентов, которым отказывают, соблюдая корпоративные правила игры. Мы на этом зарабатываем до 25% от суммы. Тут все зависит от размера кредита. А банки зарабатывают на процентах, которые платят нормальные люди и на том, что выжимают из раздолбаев типа этого мужика.

- А свои люди в банках как находятся?

- А как ты нашелся - по объявлению. И, потом – мы все в свое время работали в банках, у каждого остались связи, на которых зарабатываем. У нас, например, есть партнеры в семнадцати банках. Этого более чем достаточно. Клиентов сейчас отбирают жестко, в неделю от силы пятеро наших пролезают, так что лишние связи не помешают.

- Раньше было больше?

- Иногда до тридцати человек в неделю оформляли. Причем шли даже те, кто, просто не верил, что им дадут кредит, а на самом деле этим людям надо было обратиться хотя бы в один из банков и они получили бы все, что требовалось. Тогда до трехсот тысяч в месяц могло накапать. Сейчас - сотка, в лучшем случае. Жаль. Еще год назад работа была поставлена на поток.

Мы подошли к бульвару, где уже ждал клиент - хорошо одетый мужчина лет сорока. Олег передал ему справку. Объяснил, как отвечать на вопросы клерков и мы направились в банк. В общем, процедура оформления «нашего» кредита ничем не отличалась от процедуры оформления любого другого кредита. Сканирование документов, улыбка в веб-камеру, заполнение анкеты и стандартные «подождите полчаса».

Команда и лоббисты

- А тут у вас кто? – спросил я у Олега, когда мы шли пережидать полчаса в соседнее кафе.

- Во-первых, это тайна, а во-вторых, не тут, а в центральном офисе.

Как оказалось партнеры Олега и его коллег «лоббируют положительное решение», за что получают в среднем 5-6% от каждого кредита. По словам брокеров в одной Москве сейчас работают около полторы сотни «черных» и «серых» контор. Рассказывая о предполагаемых доходах своих лоббистов, Олег ругает себя за то, что когда-то ушел из одного из банков, как он выразился, «очень громко хлопнув дверью».

- Две штуки баксов в день, понимаешь...!

- А если он попадется?

- Там же не одиночки крутятся. Наши люди имеют свою команду, иначе им не продержаться. Они все повязаны, потому что постоянно воюют с службой безопасности. Эсбешники в банках, это оппозиция всему, на чем нормальный человек может нагреть банкира. Они и сами неплохо на всем этом зарабатывают, но другим пытаются помешать – специфика работы. И если, допустим, замначальника отдела продаж понимает, что скоро его накроют, он ищет другое место для своей команды и для себя. А при нынешнем дефиците квалифицированных кадров, получить команду профессионалов рад любой банк.

- Сейчас вас ловить не собираются?

- Ловить вряд ли будут. Просто перекроют кислород и все. Когда этот бум начинался банки, как одержимые гнались за каждым клиентом, закладывали в процентные ставки риски невозвратов такие, что один или двое нормальных клиентов покрывали расходы на раздолбая. Сейчас это тоже продолжается, но сходит на нет. Деньги заканчиваются – неплательщиков почти половина. И мы понемногу переквалифицируемся на ипотеку. Хотя с ней тоже непонятно что будет. Выдают все реже. Раньше на потребительский кредит можно было одному человеку в нескольких банках организовать миллиона три рублей за день, а сейчас и нормальным людям с нормальными документами на квартиру не дают.

Скромный бизнес

Кредит выдали. Олег получил от клиента свой процент, и мы поехали на встречу с сотрудником одного из банков. О встрече договорились заранее, под гарантию неразглашения названия банка и имени клерка.

- А вот этот ушлый юноша с нами не работает. Боится, что застукает начальство, – представил мне молодого человека Олег. – Он, видите ли, решил сам все организовать. Нашел двух лентяев, которые ему поставляют клиентов.

- Ну, насчет лентяев ты погорячился, они не хуже вас, может быть работают, и мутными делами не занимаются. Почти, – ответил клерк.

Те, кого Олег назвал лентяями, на самом деле выполняют львиную долю работы. Размещают в интернете и в газетах объявления, отвечают на звонки и сообщают о предстоящей заявке молодому человеку.

- Сколько, если не секрет в неделю от них поступает заявок?

- Около десяти.

- Больше чем у Олега?

- Из них принимаются три-четыре.

- Какой средний размер кредита?

- Уже, к сожалению, небольшой – не больше пятидесяти-семидесяти тысяч рублей. В общем, мини-бизнес.

- Не совсем понятно, как можно пролоббировать кредитную заявку?

- От меня зависит несколько факторов. В анкете, которую клиент не видит, мы отмечаем, как он одет, есть у него часы, какой мобильный телефон, в общем, составляем общее впечатление. Наблюдаем за поведением. Все это учитывается. Когда документы в порядке, этого бывает достаточно для того, чтобы кредит выдали. Если сумма крупная и вероятность получения не очень большая, приходится договариваться с теми, кто сидит повыше.

- Из службы безопасности?

- Нет, конечно. Это фактически исключено. У них там свой кодекс и свой бизнес, о котором лучше и не интересоваться.

Поручители и расклейщики

- Теперь поехали выдавать зарплаты нашим дорогим и ненаглядным поручителям, – сказал Олег после беседы с молодым человеком.
Поручителем оказался подвыпивший моряк в отставке, представившийся Женей. После увольнения из торгового флота он вернулся в свою пустующую квартиру, попробовал заняться бизнесом, прогорел, а потом ему поступило предложение работать поручителем. Свою квартиру, которую он заявляет в качестве гаранта выплаты кредита он «в случае чего» намерен сразу переоформить на своего двоюродного брата.

Последний месяц Женя бедствует. Живет только на «зарплату», которую ему платит начальник Олега – двадцать тысяч рублей. В прошлом году средний доход Жени составлял около восьмидесяти тысяч. При желании он и сам мог взять ипотечный кредит и получить еще одну квартиру, но любовь к спиртному и к путешествиям не позволили осуществиться его практичной мечте.

Вторым поручителем оказалась интеллигентного вида пенсионерка, которая назвалась «просто Людмилой», посетовала на кризис ликвидности, пересчитала деньги и попрощалась с нами.

- Женя и Люда - самые толковые наши поручители, потому зарплату и получают, – рассказал Олег – Они на крупных сделках работают. Люди образованные, солидные, читающие, проще говоря, идеальные поручители. И мы их не забываем. Всего у нас их с десятка два.

Рабочий день Олега выдался не особо насыщенным. Мы встретились с еще одним претендентом на кредит, который даже не удосужился постирать свой свитер, прежде чем нести заявку на восемьдесят тысяч рублей. Ему отказали, и мы отправились расклеивать объявления. Через полтора часа, после оклейки всех подъездов домов в радиусе ста метров от станции метро Полежаевская рабочий день для черного кредитного брокера закончился.

 Источник: www.pro-credit.ru