Главная  |  Статьи

04.07.2008

Социальная ипотека: шаг за шагом

Программа предназначена для лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (очередников), имеющих возможность взять ипотечный кредит. Теперь рассмотрим поподробнее схему получения жилья по программе "Социальная ипотека".

Чтобы принять участие в программе, очередник должен написать заявление в Департаменте жилищной политики округа, где он состоит на учете.

Заявление очередника передается в жилищную комиссию округа, на заседании которой принимается решение о принятии очередника на учет для участия в программе. Срок принятия решения в среднем составляет от недели до месяца. В сложных случаях (например, в программе хочет принять участие не вся семья очередников, а только один человек с оставлением остальных на жилищной очереди) решение принимается на заседании городской комиссии. Это занимает еще около месяца.

После положительного решения очередника направляют на консультацию в Агентство по реализации жилищных займов и субсидий (АРЖЗС). На консультации рассчитывается примерная стоимость квартиры (площадь определяется нормами предоставления жилых помещений), срок кредита и необходимый для получения кредита доход очередников. Консультация платная, примерная стоимость – 200 рублей.

Поиск оптимальной кредитной программы

Очередник выбирает наиболее приемлемый для себя вариант кредита и направляется на повторную консультацию в АРЖЗС. На повторной консультации очереднику выдается список документов для получения предварительного согласия банка. Документы предоставляются в АРЖЗС, сотрудники которого формируют пакет документов и передают в банк. Список документов можно также уточнить на сайте банка. Однако не имеет смысла собирать документы заранее – многие из них имеют сроки годности (например, справка 2-НДФЛ и копия трудовой книжки, заверенной работодателем, действуют всего месяц). Принятие банком предварительного решения занимает от двух недель до трех месяцев, в зависимости от загруженности.

Получение ордера на квартиру

Тем временем в Департаменте жилищной политики округа очереднику выделяется ордер на квартиру. Дома сдаются несколько раз в год, поэтому иногда очередник получает ордер, еще не успев собрать комплект документов для банка, но чаще всего бывает обратная ситуация – после получения положительного решения очередники ждут ордер от месяца до года. Ордера на текущий момент выделяются в домах, построенных за счет бюджета в Москве, но зачастую дома построены за МКАД (например, Южное Бутово, микрорайон Северный). После получения ордера очередник должен в течение примерно недели дать ответ. После третьего отказа очередник переносится в программе на следующий год, и ордера в текущем году ему уже не предоставляются.

После принятия очередником положительного решения его документы передаются в префектуру округа. На основании этих документов выпускается Паспоряжение префекта, где указан адрес предоставляемого жилого помещения, стоимость квадратного метра с учетом коэффициента "стажа" очередника (в зависимости от года постановки на учет и наличия жилищных льгот) и другие условия ее предоставления очереднику.

Затем очередник собирает сокращенный пакет документов для банка, которые сдаются в АРЖЗС. В агентстве пакет дополняют документами на квартиру и отправляют в банк. Окончательное решение банка также занимает от двух недель до трех месяцев.

Составление договора купли-продажи квартиры

Далее между Департаментом жилищной политики и очередниками составляется Предварительный договор на куплю-продажу квартиры, указанной в Распоряжении префекта. Личный взнос очередника (минимум 30% по условиям банка) необходимо внести на счет, указанный в Предварительном договоре, в течение 5 рабочих дней. Об этом необходимо помнить при подписании договора. Копию платежного поручения на оплату личного взноса необходимо предоставить в Департамент жилищной политики.

После подписания Предварительного договора очередника вызывают в банк для ознакомления с Кредитным договором на ипотеку между очередником и банком. Между подписанием Предварительного и Кредитного договора может пройти от недели до нескольких месяцев – в это время входит передача документов по квартире в банк и их обработка уже в банке.

Сбор документов для получения кредита

После ознакомления с Кредитным договором и уточнения всех непонятных очереднику пунктов ему выдается список документов, необходимых для подписания Кредитного договора. Время на сбор документов также ограничено (примерно 15 рабочих дней). В число документов входят страхование жизни заемщика и созаемщиков в указанных банком страховых компаниях (обычно банк сотрудничает с одним из отделений "Спасских ворот"). Кроме того, в определенном отделении Банка Москвы необходимо открыть расчетный счет, на который будут переведены заемные средства из банка КБ МИА. С этого же счета они будут списаны на счет правительства Москвы по заранее оформленному заемщиком поручению. Обычно операции прихода ипотечных средств и оплаты за квартиру оформляются в один день. На этот же счет необходимо положить сумму, покрывающую комиссию КБ МИА (0,9% стоимости квартиры, но не более 6000 рублей) и комиссию за перевод денежных средств.

Оформление права собственности

После передачи построенного дома правительству Москвы с очередником оформляется Договор купли-продажи жилого помещения. Подписание Договора купли-продажи производится в АРЖЗС. Сотрудники агентства также подают документы на государственную регистрацию договора и права собственности. Все затраты на оформление оплачивает очередник. Пошлина за регистрацию договора и регистрацию права собственности на сегодняшний день составляет по 500 рублей соответственно. Кроме того, очередник оплачивает услуги АРЖЗС в размере 1,5% от стоимости квартиры. Срок оформления вышеназванных документов составляет в среднем 1-3 месяца.

После получения свидетельства о собственности очередник в течение месяца обязан прописаться в новую квартиру (этот пункт прописан как в Предварительном договоре, так и в Договоре купли-продажи, кроме случаев, когда новое жилое помещение предоставляется "в дополнение" к текущему). После этого очередник и члены семьи, приобретшие новую квартиру, снимаются с жилищной очереди. Одновременно собственник страхует квартиру от рисков повреждения и предоставляет соответствующие документы в банк.

Получение ключей

На этом этапе собственник может получать ключи и заселяться в квартиру, хотя из-за длительного оформления документов в некоторых районах разрешают получать ключи по Предварительному договору (однако прописываться в квартиру можно только после получения Свидетельства о собственности). Необходимо знать и то, что после получения ключей у собственника возникают обязанности по оплате коммунальных услуг. Не стоит забывать и обязанность собственников вступить в ТСЖ, обслуживающий дом.

Таким образом, очередники-участники программы "Социальная ипотека" приобретают квартиру на льготных условиях. От получения ордера до получения свидетельства о собственности в среднем проходит 1-2 года (в зависимости от этапа строительства дома, сроков передачи дома правительству Москвы и т.п.).

Источник: РБК.Кредит