Главная  |  Статьи

04.04.2008

Что ожидает отечественное автокредитование?

Согласно подсчетам специалистов, уже сегодня почти половина автомобилей в России приобретается при помощи автокредитов. На рынке  существует масса различных предложений банков в этой сфере, а купить желанную иномарку может практически каждый работающий гражданин. Какие тенденции прослеживаются в отечественном автокредитовании и чего ожидать россиянам от рынка?

Аналитики банка "Ренессанс капитал", ссылаясь на данные "Автостата", считают, что уже в прошлом году в кредит было куплено 48% легковых автомобилей. Эта цифра включает продажи всех новых пассажирских автомобилей, уточняет аналитик "Ренессанса" Эдуард Фаритов. "В ближайшие три года можно ожидать, что мы придем к среднеевропейским цифрам — 60-80%".

Клиент может извлечь немалую пользу из банковской конкуренции. К примеру, банки, осваивая новые направления, предлагают сегодня программу "Из рук в руки" - продажу и покупку автомобиля (в том числе и за счет кредитных средств) между двумя физическими лицами. Однако наибольший интерес вызывают банки, связанные напрямую с заводом-производителем. Брать у них автокредиты выгоднее. Сегодня таких банков не очень много, однако их число активно увеличивается.

Сегодня интерес покупателей все больше смещается от недорогих машин к автомобилям среднего класса – "Шевроле", "Опелю", "Фольксвагену". По словам Светланы Бирн,начальника отдела автокредитования Московского Банка Реконструкции и Развития, сегодня для оформления кредита на автомобиль средней стоимости достаточно иметь порядка 50 тысяч рублей на первоначальный взнос. Чаще всего договора заключаются на срок от 3 до 5 лет. Но по правилам, клиент все-таки должен показать определенный уровень дохода.

Один из факторов роста объёмов автокредитования - развитие системы кредитных бюро. С накоплением информации о заемщиках ускорятся процедуры одобрения кредита и снизятся риски. Сейчас, по оценке Силантьева, у банков есть информация примерно о 30% желающих взять автокредит, но в течение трех лет эта доля, как минимум, удвоится. Ускорить рост кредитных продаж может и закон об автокредите, который позволил бы делать в техпаспорте запись о том, что автомобиль заложен банку, — это упростило бы регистрацию залога и работу банков.

При очевидном разнообразии банковских предложений на рынке автомобильного кредитования, простому обывателю, по мнению экспертов, нужно быть очень внимательным. Различия между банками подчас заключаются лишь в величине процентной ставки и стоимости страховки. Однако, выбирая банк, не стоит покупаться "на дармовщинку".

Минимальные кредитные ставки на покупку автомобиля в российских банках сегодня составляют около 12% в рублях и 9% – в валюте. Банки предлагают кредиты на три, пять, семь, а некоторые и на десять лет. Снижать стоимость автокредитов дальше банки не могут, так как она уже приближается к нижнему пределу относительно ставки рефинансирования. А увеличение сроков кредитования влечет за собой значительное снижение ликвидности залога в виде покупаемого автомобиля.

Отметим, что для того, чтобы купить автомобиль в кредит - не обязательно иметь очень высокий заработок. Для получения подобного займа сейчас достаточно иметь ежемесячную зарплату в 20-30 тысяч рублей.

Как правило, необходим первоначальный взнос в 10-20% от стоимости автомобиля. От суммы первоначального взноса зависят процентная ставка и срок рассмотрения заявки на предоставление кредита: он может длиться от нескольких часов до нескольких дней. Встречаются и беспроцентные кредиты. Покупатель вносит 30-50% от цены автомобиля, а на стоимость остального кредита дилер предоставляет скидку. Таким образом автомобиль можно купить без переплаты. Однако кредиты по такой программе выдаются не более чем на 1-3 года. Еще бывают единовременные программы, в период действия которых ставка может снижаться до 3-5% и страховой тариф тоже падает примерно до 5%. Однако такие акции зачастую носят либо рекламный характер, либо нацелены на увеличение объемов продаж какой-либо непопулярной марки.

Стоит отметить, что банки начинают предлагать различные формы кредитования на покупку поддержанных автомобилей не только у дилеров, но и с рук. Однако такие кредиты ограничены 1-3 годами и стоят дороже стандартных в среднем на 2-3%.

Впрочем, покупая авто в кредит, не стоит забывать, что автомобиль должен иметь полис КАСКО в течении всего периода кредитования. В ряде случаев его стоимость включают в сумму кредита. Интересно, что годовая стоимость полиса КАСКО с учетом стажа водителя, его возраста и модели автомобиля может достигать даже 15% от стоимости автомобиля.

В ближайшее время стоимость автокредитов вряд ли понизиться. Это обусловлено как финансовым кризисом на зарубежных рынках, так и значительным уровнем инфляции.

Специалисты уверены - по ряду причин не стоит надеятся и на снижение цен на автомобили. Например, АвтоВАЗ, "Северсталь-авто", ГАЗ и другие российские автопроизводители с 1 января 2008 года уже повышали стоимость своей продукции. Причем, скорее всего, это далеко не последнее повышение в этом году. Курс доллара продолжает падать, цены на сырье, в частности металл, - растут быстрыми темпами. Поэтому покупателям нет смысла откладывать планируемое приобретение новой машина, а наоборот - желательно поторопиться с выбором как самого автомобиля, так и банка, в котором можно взять автокредит.
 

gazeta.ru